Прежде чем с головой окунуться собственно в историю изобретения велосипеда, необходимо упомянуть тот факт, что существует условное деление этой самой истории изобретения: до 1817 года и после. Так как, в виду отсутствия надёжных доказательств и единого мнения среди учёных и исследователей, сведения об изобретении велосипеда до 1817 года считаются сомнительными. Однако, справедливости ради, следует отметить все известные случаи упоминания.
Наверняка почти все из вас слышали о том, что великий и гениальный изобретатель Леонардо Да Винчи явился автором первого велосипеда, что подтверждают его чертежи.
Чертежи Леонардо (15 век)
Велосипед, воссозданный по чертежам Леонардо
Самим Леонардо чертеж в реальность не воплощался. Было это в средние века (инженер-изобретатель жил в 1452-1519 гг.). Уже в наше время рисунок тщательно исследовали и выяснили, что итальянский механик рисовал углем, а некоторое линии на рисунке были прорисованы графитным карандашом, появившемся уже после смерти художника. Считается, что подрисовку сделал один из его учеников. Но тоже очень-очень давно, задолго до изобретения велосипеда.
Также существует легенда, что изобретателем первого в мире двухколесного велосипеда стал уралец, Ефим Михеевич Артамонов - крепостной Пожвинского завода Всеволжского (графа, князя ли - узнать не удалось) в 1800 г. Этой истории посвящена отдельная статья на сайте. Подробнее об этом можно прочитать тут.
История велосипеда ведет свое начало с безмоторных машин, появившихся во Франции в конце XVIIIв. Хотя различные коляски, повозки, приводимые в движение человеком на четырёх, трёх и двух колесах, появились почти одновременно в разных странах.
В 1791 г. граф де Сиврак построил селерифер - деревянную машину с двумя колесами, расположенными последовательно и соединенными брусом, где находилось сиденье. Седок садился верхом на брус и, отталкиваясь ногами, катился.
Подобные машины построили также Жозеф Ньепс (1765-1833) (один из создателей фотографии) в 1816 г. и годом позже немецкий изобретатель Карл фон Дрез.
Машина Дреза, вскоре ставшая популярной в Англии и Германии, была известна под названием "дрезина", "машина для ходьбы" или "конь-качалка" ("денди-хорз").
Карл Фридрих Христиан Людвиг Фрайгерр Драйс из Зауербронна, он же барон Карл фон Дрез из Карлсруэ.
Само слово "велосипед" возникло также во Франции в конце XVIII века. Но все же, истинным отцом этой машины следует признать барона Карла фон Дреза.
Он был старшим лесничим герцога Баденского и любил колесить по вверенным ему дубравам на сидячем самокате, к которому догадался приделать руль. Барон был так увлечен своей игрушкой, что повсюду рекламировал ее и однажды, в 1817 году на пари преодолел расстояние от Карлсруэ до Келя, то есть 50 км, за четыре часа. Неплохой результат, если помнить, что надо было постоянно отталкиваться от земли ногами! Однако, такие выходки не красят старшего лесничего, и барона уволили за легкомыслие. Фон Дрез стал профессором механики в Маннгейме и обессмертил свое имя, добавив к самокату ручной привод. Новая машина прозвалась в его честь дрезиной. Впрочем, соотечественники этой новинкой не заинтересовались; когда барон умер, а его имущество пошло с молотка, двухколесная машина была продана всего за пять марок. Ныне она хранится в Немецком музее Мюнхена. (ссылка)
"Дрезина".
В 1839 г. кузнец из Шотландии, Киркпатрик Макмиллан добавил "лошадке" седло и педали. Педали были соединены с задним колесом металлическими стержнями посредством шатунов и приводили его в движение, иными словами, педали нужно было толкать. Переднее колесо поворачивалось с помощью руля, а велосипедист сидел между передним и задним колесом. Этот велосипед был очень похож на современный, но тем не менее, не получил большого распространения.
Велосипед Макмиллана.
В 1862 году Пьер Лальман, 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из Нанси (Франция), увидел «денди-хорз» и придумал оснастить его педалями — на переднем колесе. Лалман ничего не знал о велосипеде Макмиллана, к тому же, педали его изобретения нужно было крутить.
Велосипед Лальмана.
В 1864 году лионские промышленники братья Оливье оценили потенциал машины Лальмана и, в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо, начали массовый выпуск «денди-хорзов» с педалями. Мишо догадался сделать раму велосипеда металлической. По некоторым сведениям, именно Мишо придумал само название «велосипед».
Хотя люди прозвали этот «самоходный» велосипед «костотрясом», но его популярности это не повредило, в течении четырех лет было налажено производство велосипедов до 400 штук в год.
С 70-х годов XIX века на смену "костотрясу" постепенно приходит новая модель: большеколёсный велосипед или "пенни-фартинг", прозванный так за соразмерность колёс. Так как монета пенни
была намного больше фартинга
. На втулке «пенни» — переднего колеса, были педали, и седло ездока было почти прямо сверху от них. Большая высота сидения и центр тяжести, смещённый к переднему колесу, делали такой велосипед весьма опасным.
Большеколёсный велосипед, 1870 г.
В 1885 году, 4 мая, именно на подобном велосипеде Томас Стивенс совершил своё кругосветное путешествие, передвигаясь со скоростью 60 километров в день.
Томас Стивенс.
Поскольку пенни-фартинг не был безопасным средством передвижения, его конструкция раз за разом совершенствовалась. Так, в 1884 году, Джеймс К. Старли изобретает "безопасный велосипед", конструкция которого — с равновеликими колесами — стала прообразом современных моделей.
Джеймс Старли.
Но настоящий "велосипедный переворот" произошёл в 1887 г. Шотландский ветеринарный врач Джон Бойд Данлоп долго наблюдал за сыном, у которого от тряски во время езды на велосипеде буквально стучали зубы. Потом он взял обыкновенный садовый шланг, отрезал от него подходящий кусок, наполнил водой, а образовавшееся кольцо надел на обод колеса. Зубы у сына стучать перестали, но колеса оказались очень тяжелыми. Тогда Данлоп заменил воду воздухом. Для накачки шин он изобрел вентиль и воздушный насос, получив патент на свое изобретение.
Джон Бойд Данлоп на велосипеде с его изобретением.
Можно считать, что именно с этого времени велосипед стал незаменимым спутником человека.
Сыграл велосипед свою роль и в эмансипации женщин. В частности, благодаря им в 1890-х гг. в моду вошли женские шаровары, что помогло освободить женщин от корсетов и другой сковывающей одежды.
Реклама 1897 года. Велосипедистка изображена в шароварах.
Кроме того, благодаря велосипедам женщины обрели мобильность, невиданную доселе. И, разумеется, как только дамы освоили велосипед, сразу же появился специальный свод правил этикета для женщин. Ознакомиться с ними можно тут.
В течение XX века интерес к велосипедам переживал свои пики и спады.
Начиная примерно с 1905 года, велосипеды во многих странах стали выходить из моды из-за развития автомобильного транспорта.
С конца 1960-х годов велосипеды снова вошли в моду в развитых странах, благодаря пропаганде здорового образа жизни и всеобщему осознанию важности экологических проблем.
twitter facebook livejournal liveinternet В Мой Мир vkontakte